среда, февраля 11, 2015

Деревянное зодчество. Витославицы. Великий Новгород

Originally published at ARCHIBALL BLOG



1) Своё повествование о визите в Великий Новгород я начну с рассказа о музее деревянного зодчества под открытым небом под названием "Витославлицы", названной по бывшей одноимённой деревни неподалёку. Сам комплекс расположен в 5 км от города. Добраться туда было для меня ещё тем приключением: 20-градусный мороз и пешочком вдоль оживлённой автотрассы.Стоило дойти, "Витославлицы" предстали передо мной неким подобием заснеженной вселенной фильма Джеймса Кэмерона "Аватар", ибо увидел иной мир в деревянных часовнях и избах, аналоги которых вживую нигде не встречал. Такое увидеть, разве что ехать в Карелию или в Архангельскую область, а тут почти самая Центральная Россия.

IMG_1024.JPG

2) "Витославлицы" стали для новгородцев природным курортом. Через дорогу от музей сдаются деревянные коттеджи и проложены лыжные трассы. Поэтому на новогодних праздниках было натуральное столпотворение, не взирая на мороз. Деревянные избы XVII века даже гармонируют с зимней стужей. Сразу понравилось, что музей не огорожен типичным глухим металлическим забором, ограждения все деревянные, в чём-то схожи с деревянным острогом.

IMG_1017.JPG

3) Основателем музея является Леонид Егорович Красноречьев (1932-2013 гг.), архитектор-реставратор, автор генерального плана музея "Витославлицы", проектов реставрации большинства перевезённых в музей памятников. Дважды лауреат Гос.Премий РФ в области искусства и архитектуры.
Л. Е. Красноречьев проводил многочисленные исследования архитектуры Новгородской области с целью выявления памятников деревянного зодчества. Один из инициаторов переноса деревянных построек на территорию созданного в 1964 году музея "Витославлицы".

IMG_1010.JPG

4) На ум приходят два мне известных случаев спасения и переноса памятников на новое место: остров Филэ (последнее святилище отправления религиозных культов фараоновского Египта вплоть до VI века в эпоху уже христианской Византийской империи) и Абу-Симбел (храм в честь фараона Рамзеса II и его супруги Нефертари) в Египте, спасённых в ходе строительства при содействии СССР высотной Асуанской плотины почти на египетско-суданской границе в 1960-1970-е гг.

Справа изба Туницкого из старообрядческой деревни Пырищи, топившаяся по-чёрному (70-90-е гг. XIX века).

IMG_1013.JPG

5) В музее деревянного зодчества "Витославлицы" под открытым небом собраны редкие архитектурные памятники XVI-XX века, жилые и хозяйственные постройки разных периодов – общим числом почти три десятка. Разнообразные церкви, часовни, избы, мельницы, кузницы, амбары и т.д. представлены в том виде, в котором они существовали в свое время. Здания были перевезены из разных уголков Новгородской области, отреставрированы и, тем самым, избежали разрушения и полного исчезновения.Создатели музея ориентировались, в первую очередь, не на дату постройки и их возраст, а на содержание в них российских народных традиций.

IMG_1004.JPG

6) Часовня из деревни Гарь Маловишерского района 1698 года постройки, относящаяся к клётским храмам. Клётский храм- это один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двухскатными кровлями. Безглавые храмы существовали на Руси вплоть до XVII. Архитектура подобного типов храмов имела много общего с жилыми строениями.
В этой безымянной часовне только крест символизирует её культовую принадлежность. Часовня являет собой сруб с двухскатной кровлей. Остальные - галереи, установленные на бревенчатые выпуски и окружающие строения с трёх сторон. Два маленьких оконца выдают простой интерьер.
Перевезена в Витославлицы в 1972 году.

IMG_1009.JPG

7) Церковь Николая Чудотворца из деревни Высокий Окуловского района, годы строительства - 2 половина XVIII, относящаяся к ярусным храмам.
Церковная реформа патриарха Никона в XVII в. запретила возведение шатровых церквей, отчего возник новый тип культового сооружения - церкви кораблем, ярусные, где отражение устремленности вверх также проявилось, хотя и не с такой силой и динамикой, как в шатровых.
Ярусные храмы начали возводить с конца XVII века, их ярусность выразилась в установке друг над другом восьмигранных срубов (обычно трех), уменьшающихся по высоте и особенно по ширине по мере устремления кверху, к главке с крестом. Такой же прием использовался и при рубке колокольни, венчавшейся шатром.

IMG_1005.JPG

8) Ещё одна церковь Николая Чудотворца из деревни Мякишево Хвойнинского района 1642 года постройки.В 1972 году храм был разобран и в 1976 году отреставрирован и перевезён в "Витославлицы".
В храме сохранилась редко встречающаяся композиция окон- сочетание "красного" окна с двумя окнами, расположенными несколько ниже. Подобное сочетание окон применялось в древнерусском строительстве при возведении храмов, хоромов, изб, дворцов.
Церковь по архитектуре является одновременно и ярусной и клётской постройкой.

IMG_1019.JPG

9) Церковь Николая Чудотворца из деревни Тухоля Крестицкого района 1688 года возведения, относящаяся к клётскому типу храмов. Перевезён на нынешнее место в 1966 году. К основному прямоугольному срубу (клети) примыкают прямоугольные срубы алтаря и трапезной.

IMG_1014.JPG

10) Церковь Рождества Богородицы из села Передки Боровического района 1530-1540-х гг. постройки.

IMG_1022.JPG

11) Шатровые храмы, вместо купола завершавшиеся шатром, появились в начале XVI веке. Типология церковной архитектуры передавалась из Византии, однако в дереве нелегко было передать форму купола. Видимо, техническими трудностями и была обусловлена необходимость замены в деревянных храмах куполов шатрами.

IMG_1016.JPG

12) Церковь Успения Богородицы из деревни Курицко Новгородского района на берегу озера Ильмень. Построен в 1595 году, относящийся к шатровому стилю.

IMG_1015.JPG

13) Часовня Кирика и Иулиты (слева) из деревни Кашира Маловишерского района (1745 год) и изба Шкипарёва (предположительно 1880-е гг.). По словам бывшего хозяина избы, получившего дом от отца, а тот в свою очередь от дед, избу построили по распоряжению помещицы, у которой дед служил конюхом и работу свою выполнял хорошо. Имя помещицы неизвестно (исследования в архивах не велись).
Изба Шкипарёвых хорошо укладывается к типу жилых построек Мстинской зоны.

IMG_1018.JPG

14) Изба Марии Дмитриевны Екимовой из деревни Рышево Новгородского района (1882 г.)

IMG_1011.JPG

15) Дом Добровльских из деревни Вотроса Пестовского района, 1880 год. Представляет собой тип "избы-двойки", включающую в себя зимнюю и летнюю избы. между ними- парадные "сени".

IMG_1007.JPG

16)
IMG_1006.JPG

17) Справа на переднем плане изба Царёвой (1 половина XIX века) с галереей "прикрольком", балконом, двухъярусным хозяйственным двором, топилась по-чёрному.

IMG_1023.JPG

18) Отличительной особенностью северной русской избы является то, что в ней под одной крышей сосредотачивалось всё крестьянское хозяйство. Помещение, находящееся под полом жилого помещения, называлось подпольем, использовавшимся для хранения запасов картофеля и других овощей.
Другая половина избы состояла из двух-трех этажей. Нижний этаж имел ворота для выгона скота.
Верхний этаж делился на горницу и пристроенные сбоку сеновал и хлев, часто отапливаемые. На сеновале находился туалет, хранились дрова. Большие ворота соединяли сеновал с улицей (высота ворот от земли около 2,5-3 метров, ширина ворот 2-3 метра).
Все помещения избы соединял коридор, который имел один уровень с жилым помещением, поэтому к двери горницы вела лестница вверх. За дверью, ведущей на сеновал, имелись две лестницы: одна вела вверх на сеновал, другая — вниз в хлев.
К тыльной стене избы пристраивался сарай (обычно для хранения сена). Его называли приделом. Такое устройство сельского жилища позволяет в суровые русские зимы вести домашнее хозяйство, не выходя лишний раз на мороз.

Такое начало серии записей из Великого Новгорода.

IMG_1021.JPG

ОРИГИНАЛ

Комментариев нет:

Отправить комментарий